Сегодня хотелось бы поговорить о немаловажной части нашей работы, касающейся непосредственно общения с пациентами. Все мы в свой практике так или иначе сталкиваемся с необходимостью сообщить пациенту или его родственникам неутешительные сведения, будь то неэффективность проводимого лечения, необходимость «большой» операции (например, ампутация) и, к сожалению, о летальном исходе.
Как это сделать правильно?
Как не потерять доверие пациента/родственников?
Как уберечь себя и вторую сторону от эмоционального дисбаланса?
В 2000 г. врачами-онкологами онкологического центра в США был разработан алгоритм SPIKES –шестиступенчатый протокол сообщения плохих вестей. Со временем, этот алгоритм был апробирован и прочно вошёл в клиническую практику врачей всех специальностей.
Итак:
Шаг 1. Настройка (S-setting) — создание условий к разговору. Например, не следует сообщать плохие новости на бегу или в коридоре. Лучше выбрать уединённое место, отдельный кабинет. Следует обязательно наладить зрительный контакт.
Шаг 2. Восприятие (P-perception) — оценка восприятия пациентом или его семьёй ситуации. То, как они видят болезнь, что она значит для них. Взглянуть на проблему глазами пациента и его родных. На этом этапе мы можем выявить факторы, способные помешать адекватному восприятию дальнейшего разговора (например, шок, отрицание болезни, нереалистичные представления о результатах лечения и т.п.).
Шаг 3. Приглашение (I — invitation) — побуждение пациента или его семьи сообщить о своей готовности услышать новости. Важно оценить, насколько пациент или его семья готовы адекватно воспринимать информацию.
Шаг 4. Знания (K — knowledge) — непосредственно сообщение плохих новостей пациенту или его семье. Необходимо минимально использовать профессиональную терминологию, дозировать информацию, делать паузы между «порциями» новостей.
Шаг 5. Эмпатия (E — empathy) — проявите сочувствие пациенту или его семье. Здесь возможны различные проявления со стороны пациента или его семьи.
Шаг 6. Стратегия (S — strategy) — разработка плана дальнейших действий. Продумайте вместе с пациентом, какие шаги будут предприниматься в дальнейшем, составьте и обсудите план лечения, дальнейшей реабилитации и т.п.
Как правило, если у врача и пациента или его семьи перед разговором уже были выстроены доверительные отношения, то при последовательном преодолении этих 6 шагов, все недопонимания будут устранены. Пациент и его семья будут вовлечены в процесс лечения, а медицинский специалист не будет ощущать негативных последствий плохих новостей.